ЗМІ про нас
МОЛОКОFest стартовал в Одессе и отправился в Николаев. Как это было

Уже в четырнадцатый раз Михаил Журавель демонстрирует свою преданность театру и буквально на чистом энтузиазме привозит большие, яркие и знаменитые театральные коллективы нашей страны.
Открытие фестиваля «МОЛОКО» состоялось на сцене театра Музыкальной комедии. По традиции выступили призеры прошлогоднего фестиваля, Полтавский академический театр им. Николая Гоголя. В этот раз они привезли масштабную постановку «Мастер и Маргарита» (труппа приехала двумя автобусами, сто человек) в инсценировке режиссёра спектакля Сергея Павлюка. А уже на следующий день, команда и гости фестиваля отправились в гостеприимный Николаев в Русский драматический театр, в котором продолжился фестиваль. Там мы посмотрели «Нацию», в постановке Ростислава Держипольского, Национального театра имени Ивана Франка и украинский художественный полнометражный фильм «Запрещенный» о жизни и загадочной смерти поэта Василия Стуса. Зрители также имели возможность после просмотра ленты встретится с авторами сценария Сергеем Дзюбой и Артемом Кирсановым.
Любопытно, что первым в мире сценическим прочтением романа Михаила Булгакова, стала постановка «Мастера и Маргариты» Юрия Любимова в Театре на Таганке. До сих пор, многие ее считают эталонной.
Судьба же самого романа драматична, таинственна и по сей день до конца неизвестна. Работу над произведением Булгаков начал в 1929-м году, а последние исправления внес в текст за четыре недели до своей смерти, в 1940-м. Роман так и остался незавершенным.
В свое время Юрий Любимов задумывал этот спектакль как символический подарок великому писателю и хотел выпустить его к десятилетию своего театра. Удалось это сделать только в тринадцатую годовщину театра (премьера состоялась 6 апреля 1977 года).
В нашем случае, спектакль «Мастер и Маргарита» был создан по заказу Алексея Николаевича Андриенко директора Полтавского театра, режиссёром Сергеем Павлюком. Премьера состоялась в 2019, с тех пор в репертуаре театра и проходит с большим успехом.
Вечный роман с многослойной художественной мыслью писателя остаётся актуален и ныне. Конечно же во времена всеобщей перестройки этот роман был более созвучен, но не только политический аспект важен для полотна.
Редкостная смелость правды, высказанной Булгаковым, трусость – самый страшный грех, так как из него вытекают все остальные грехи.
Времена меняются, а меняемся ли мы? Сам роман дает немалую возможность взглянуть на современным мир через призму вечных вопросов и образов — Почему страдает добро? — Что есть зло?
Невольно смотришь на самого себя через кристалл добра и зла и думаешь о том, а как бы я поступил в такой ситуации? Но к сожалению эти вопросы в спектакле рассыпаны по крупицам.
Сначала спектакль удивляет своей зрелищной стороной – на сцене оркестр театра, живое сопровождение в талантливой аранжировке дирижёра Александра Сурженка на музыку Свиридова и Гуно. Восхищают вокальные данные артистов, поют чисто и с внушительным диапазоном. Респект страстному номеру танго.
Но постепенно градус снижается. На знаменитом выступлении профессора чёрной магии утеряны фокусы. На голову сидящих в зале не проливается «денежный» дождь, знаменитая сцена с переодеваниями в роскошные наряды скомкана. И самое главное – бала Сатаны то не было! Ну точнее он был, но прошёл незамеченным.
Правда режиссёр не скупится на политические ремарки сосредотачиваясь на деталях, то и дело на сцене появлялись нелепые манифестации с красными транспарантами и строевыми песнями комсомолок, демонстрируя эпоху взяточников, доносчиков, массы восторженной иллюзорными идеями коммунизма.
«— Ну что ж, они — люди как люди… Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны. Ну что ж.., и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… В общем напоминают прежних. .. квартирный вопрос только испортил их…»
В этот же день, но уже в культурном центре состоялся вечерний показ спектакля «Чуваки не празднуют, или UKRAINIAN», по пьесе Руслана Горового. Уж туда отправились истинные театралы, и оказалось, что не зря. Как написала Светлана Бондарь в своём отзыве: «Насмеялись, что аж скулы болели, немного поплакали….». А вчера в Николаеве услышала отзыв от одессита который был на Чуваках, и сказал, что это лучший спектакль, который он видел, и что смотрел бы его снова и снова.
Второй день прошёл в гостеприимном Николаеве, где добродушно встречал гостей директор Русского драматического театра, Артем Свистун.
Первым спектаклем показали яркую и очень позитивную кукольную постановку “Пливе човен, казок повен”, г. Ровно, которая пришлась по вкусу не только маленькому, но и весьма искушённому зрителю. Актрисы в буквальном смысле зажигали на сцене, так что очень рекомендую не пропустить следующий показ и посмотреть спектакль в Одессе 6 июля.
Николаевский русский драматический театр обладает одной уникальной площадкой – летним театральным двориком. Это уютное место с журчащим фонтанчиком, скульптурами, беседками и мостиком через небольшой пруд. Именно там состоялась встреча с инструменталистом Андреем Ляшуком. В его коллекции немало старинных инструментов, среди которых индийская бандура, арабский аерофон, армянский дудук, а также украинские инструменты- разные виды сопилок и лира.
Тяжелой артиллерией в этот вечер стал спектакль «Нація», в постановке Ростислава Держипольского по одноименному произведению украинской писательницы Марии Матиос.
«На́ция (от лат. natio — племя, народ) — совокупность граждан определенного государства; исторически устоявшаяся политически самостоятельная общность равноправных и полноправных индивидов (граждан), наделённых уникальной национальной идентичностью».
В этом определении ключевое слово – устоявшаяся самостоятельная общность равноправных индивидов. Именно общности наш народ всегда пытались лишить. Народ, который угнетали всеми известными методами, искореняли как только могли. Нация которую ненавидели.
Благодаря такому материалу, у нас есть уникальная возможность по-настоящему понять, что же на самом деле происходило на Западной Украине в 40-50-е годы XX века; увидеть, почувствовать весь драматизм и сложность тех трагических событий.
«Нация» – это семейная сага пропитанная трагедией и драматическими событиями, болью и сожалением. Судьбы людей оказались беспощадно размолоты неумолимым и страшным временем. Брат шёл на брата, совесть была не в цене, но несмотря на это, герои Нации, больше всего стремятся сохранить честь. А у чести национальности нет.
Рискуя собственной жизнью, спасает своих односельчан от репрессий русская медсестра, борется за жизнь истекающей кровью гуцульской девушки. И в то же время “свидомый” украинский парень без тени сомнения приходит с конвоем арестовывать своего земляка.
В постановке ничто не отвлекает от сути, даже большой экран-проектор служит лишь для обозначения названий действий и в каком году происходит событие. Хотя, откровенно говоря, мне не хватало видеоряда, который бы дополнял происходящее.
А вот музыкальное сопровождение франковцев – это всегда наслаждение. Акапельное исполнение молитвы «Господи помилуй» ввело в состояние катарсиса. Девушки обладают истинно божественными голосами.
Отдельное внимание стоит уделить костюмам. Потрясающие белые платья, в которые, к слову, были облачены и мужчины, стилизованы под образ кукл-мотанок. Эти куклы очень древний сакральный оберег.
Люди считали, что такая кукла защищает их от бед и неприятностей. Она не имеет лица, а вместо него изображён крест – знак солнца. Кроме этого, все «куклы» были беременными, и их животы светились голубым светом, возможно это символизирует надежду всей нации – «все умерли, но родилась Нация».
Слёзы на лицах и бурные аплодисменты говорят о том, что постановка нашла своего зрителя.
Ну а заключительным аккордом стал показ «Запрещенный» – украинский художественный полнометражный фильм о жизни и загадочной смерти поэта и его борьбе с советской системой. В картине изображены последние дни жизни Василия Стуса, а также его смерть в советском лагере в ночь на 4 сентября 1985 года.
Перед показом, зрителям узнали, что задолго до старта съемок авторы сценария Сергей Дзюба и Артём Кирсанов ознакомились с доступными материалами о жизни поэта, общались с его родными и свидетелями событий, через которые прошел Стус — «шестидесятниками», профессорами Института литературы, аспирантом которого был поэт, диссидент Василий Овсиенко, поэтом Иваном Драчем и другими.
Знаю из личного общения с авторами, что если они вовлекаются в тему, то работают (скорее живут в ней) с полной самоотдачей. Поэтому все, что они делают, получается с любовью. Так и фильм получился не пафосный, а человечный. Фразы героев можно разбирать на цитаты. Все воспринимается – мудро, актуально и патриотично. Фильм однозначно заслуживает внимания.
Стоит отметить, что драматургия программы фестиваля первых двух дней выдержанна идеально. И что любопытно, спустя тысячелетия после казни бродячего философа добро также терпит поражение под натиском зла. Основной проблемой человечества или отдельной нации всегда будет трусость. Ну а те кто найдёт в себе силы противостоять, будь то дьяволу или наркомупартии, поплатится за это жизнью. Но только так герой нашего времени сохранит честь и свободу. Тому « Герої не вмирають»!
Фото: Юрий Ребрик